КТПС Столбовая

 

КТПС Столбового типа

KTPC схема ktp-usek-absolut.ru               KTPC ktp-usek-absolut.ru

KTPC  ktp-usek-absolut.ru                

 

Комплектные трансформаторные подстанции столбового типа наружной установки предназначены для приема, трансформирования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 и 60 Гц напряжением 6 и 10 кВ.

Применяется в сетях электроснабжения:

  • фермерских хозяйств
  • садово-огородных участков
  • сельских и городских населенных пунктов
  • небольших промышленных и других объектов
КТПКомплектная трансформаторная подстанция
X Вид типоисполнения:
  • Т - тупиковая
X Исполнение вводов ВВ:
  • К - кабельный
  • В - воздушный
X Исполнение вводов НН:
  • К - кабельный
  • В - воздушный
160 - номинальная мощность силового трансформатора, кВА
6 (10) - напряжение на стороне ВН, кВ
0,4 - напряжение на стороне НН, кВ
У1 - климатическое исполнение и категория размещения

Пример записи условного обозначения трансформаторной подстанции КТП:

КТПН-Т/В/К-160-10/0,4 У1 по  - комплектная трансформаторная подстанция столбового типа с трансформатором мощностью 160 кВА, тупиковая с воздушным вводом ВН и кабельным НН, на номинальное напряжение на стороне ВН - 10 кВ, номинальное напряжение на стороне НН - 0,4 кВ, климатического исполнения У1.

Вид климатического исполнения  УХЛ, категория размещения 1.

КТП не предназначены для:

  • работы в условиях тряски, вибрации, ударов;
  • ввода питания со стороны низшего напряжения.

Условия эксплуатации:

  • высота над уровнем моря – не более 1000м;
  • температура окружающего воздуха от минус 53 0С  до +40 0С ;
  • относительная влажность воздуха при температуре +20 0С – не более 90 0С;
  • окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных сред, газов и паров, а также производственной пыли в концентрациях не разрушающих металл, защитные покрытия и изоляцию элементов подстанции;
  • КТП пригодны для работы в условиях гололеда при толщине льда до 20 мм и скорости ветра 15 м/с, при отсутствии гололеда – при скорости ветра до 36 м/с.

Технические требования

Подстанции изготавливаются в соответствии с требованиями   по рабочим чертежам  и схемам главных и вспомогательных цепей,  утвержденным в установленном порядке.

Основные технические характеристики приведены в паспортах на конкретное изделие предприятия-изготовителя и ТУ.

Наименование параметраЗначение
Мощность силового трансформатора, кВА 25 40 63 100 160
Номинальное напряжение на стороне ВН, кВ 6;10
Номинальное напряжение на стороне НН, кВ 0,4
Номинальный ток электродинамической стойкости сборных шин, УВН кА 20
Номинальный ток электродинамической стойкости сборных шин, РУНН кА 12.5 12,5 12,5 16 16
Предельный ток термической стойкости (кратковременный ток) сборных шин, УВН кА 6,3
Предельный ток термической стойкости (кратковременный ток) сборных шин, РУНН кА 6 6 6 8 8
Номинальный ток линий, А: линия 1 линия 2 линия 3 линия 4 25 16 16 63 40 32 80 63 40 100 100 100 100 100 100 100
Номинальный ток уличного освещения, А 40

Масса КТП без трансформатора не более 300 кг.

Электрические схемы, габаритные размеры КТП приведены в конструкторской документации и паспортах на конкретное изделие предприятия-изготовителя.

Требования к конструкции

Подстанции должны изготавливаться из материалов, обладающих стойкостью к механическим, электрическим и тепловым воздействиям, возникающим в процессе эксплуатации.

Конструкция должна обладать достаточной жесткостью, исключающей деформации, отрицательно влияющие на работу приборов измерения, управления и сигнализации при возможных сотрясениях элементов подстанции от работы выключателей нагрузки, разъединителей и заземляющих ножей с их приводами.

Конструкция подстанций в части механической прочности должна обеспечивать нормальные условия работы и транспортирования  без каких-либо остаточных деформаций или повреждений, препятствующих нормальной работе устройств.

Шкафы РУНН должны выдерживать:

  • 1000 открываний и закрывании дверей;
  • 500 циклов включение-отключение разъединителей;

Съемные части оболочек и внутренние ограждения частей устройств, находящихся под напряжением, должны сниматься только с применением специального инструмента.

Все резьбовые соединения должны быть предохранены от самоотвинчивания.

Применяемые в подстанциях аппараты, приборы, токоведущие части, изолирующие опоры, крепления, несущие конструкции должны быть выбраны так, чтобы вызываемые нормальными условиями их работы усилия, нагрев, электрическая дуга или искры не вызывали перекрытия изоляции.

Аппараты рубящего типа должны устанавливаться так, чтобы они не могли замкнуть цепь самопроизвольно, под действием силы тяжести. Подвижные токоведущие части их в отключенном состоянии не должны быть под напряжением.

Двери в устройствах должны плавно, без заеданий поворачиваться на угол не менее 95°, иметь фиксацию в крайних положениях и иметь замки и ручки.

Замки дверей УВН и РУНН должны запираться ключами с разными секретами.

Ошиновка подстанции должна быть выполнена из алюминиевого сплава электротехнического назначения.

Шины (исключая контактные поверхности) должны быть окрашены в следующие отличительные цвета:

  • желтый  -  фаза А;
  • зеленый  -  фаза В;
  • красный  -  фаза С;

Заземляющие шины, проложенные открыто, должны быть окрашены в черный цвет.

Присоединение шин к аппаратам должно быть выполнено в соответствии с техническими условиями на эти аппараты.

Шины между собой должны соединяться с помощью сварных или болтовых соединений.

По требованию заказчика подстанции  могут иметь освещение панелей на которых смонтированы измерительные приборы и расположены рукоятки управления аппаратами и розетку для включения лампы переносного освещения. 

Конструкция должна обеспечивать возможность замены силового трансформатора без демонтажа РУНН.

Подстанции, выполненные с воздушными вводами, должны быть оборудованы ограничителями перенапряжения или вентильными разрядниками на сторонах ВН и НН и иметь исполнения вводов.

Конструкция подстанций должна обеспечивать установку на ровной площадке, а также крепление их на фундаментах с помощь болтов или непосредственную приварку к металлическим закладным конструкциям.

С целью обеспечения безопасных  условий для обслуживающего персонала, а также для правильной очередности коммутационных операций при эксплуатации в подстанции предусмотрены блокировки не допускающие:

  • включение главных ножей разъединителя при включенных заземляющих ножах;
  • включение заземляющих ножей разъединителя при включенных главных ножах.

В КТП предусмотрены следующие виды защит:

  • от атмосферных перенапряжений с помощью разрядников или ОПН, установленных на шкафу воздушного ввода (для подстанций с воздушным вводом);
  • от междуфазных коротких замыканий силового трансформатора с помощью высоковольтных предохранителей;
  • от коротких замыканий и перегрузок отходящих линий с помощью автоматических выключателей со встроенными комбинированными расцепителями или предохранителей ПН-2.

В КТП в зависимости от исполнения применяют следующие аппараты:

  • ограничители перенапряжений 10 (6) кВ;
  • ограничители перенапряжений 0,4 кВ;
  • разрядник вентильный 10 (6) кВ;
  • разрядник вентильный 0,4 кВ;
  • предохранители ПТ 10 (6) кВ;
  • разъединитель 0,4 кВ;
  • трансформаторы тока;
  • счетчик активной энергии;
  • вольтметр 0-500 В;
  • резистор подогрева 100 W;
  • фотореле;
  • пускатель магнитный ПМ;
  • выключатели автоматические или рубильники с предохранителями;
  • силовой трансформатор.

Конкретные значения аппаратов и приборов соответствуют заказу потребителя.

Требования безопасности

При монтаже и эксплуатации КТП необходимо соблюдать требования «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок электрических станций и подстанций»; «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», с учетом требований, изложенных в руководстве по эксплуатации КТП и комплектующей аппаратуры. Электрическая прочность изоляции устройств должна соответствовать всем требованиям.

При эксплуатации КТП запрещается пользоваться поврежденными, с истекшим сроком годности защитными средствами, неисправными инструментами и принадлежностями.

Подготовка к использованию

Установку КТП следует производить согласно проекту.

Установить и присоединить все демонтированные на время транспортирования узлы и детали.

Лакокрасочные покрытия, поврежденные при транспортировке и в местах сварки, должны быть восстановлены.

При подготовке КТП к работе необходимо провести следующее:

  • проверить надежность крепления всех аппаратов и шин;
  • проверить все контактные соединения;
  • испытать и отрегулировать все приборы и оборудование в соответствии с действующими руководящими материалами;
  • проверить механические блокировки.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание и ремонт КТП должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

Подстанции должны подвергаться средним и текущим ремонтам. Периодичность ремонтов устанавливается в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и действующими отраслевыми нормами.

Осмотр оборудования КТП следует производить согласно требованиям правил охраны труда.

При текущем ремонте производится устранение неисправностей путем замены отдельных быстро изнашиваемых деталей, а также проверяется надежность присоединения шин к контактным выводам.

Техническое обслуживание и ремонт разъединителей, выключателей нагрузки в УВН производится в соответствии с «Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации разъединителей РВО, РЛВОМ, РВ, РВЗ, РВФ, РВФ3, ВНА, ВНР».

Правила приемки

Для проверки соответствия подстанций требованиям настоящих технических условий изготовитель проводит приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

Приемосдаточным испытаниям должна подвергаться каждая подстанция по программе-методике предприятия изготовителя и должна включать в себя:

  • Проверку внешнего вида и проверку на соответствие чертежам;
  • Измерение сопротивления изоляции;
  • Проверку правильности выполнения оперативных цепей и защиты;
  • Опробование первичной коммутационной аппаратуры и приводов на включение и отключение;
  • Проверку действия механических блокировок;
  • Испытание на электрическую прочность изоляции.

Периодические испытания должны проводиться предприятием – изготовителем не реже одного раза в десять лет, и включать в себя:

  • Проверку внешнего вида и проверка на соответствие чертежам;
  • Испытания на нагрев;
  • Испытание электрической прочности изоляции;
  • Испытание на внешние климатические воздействия;
  • Испытания на механическую прочность элементов конструкции при многократных операциях;
  • Испытание на прочность при транспортировании;
  • Испытание на надежность.

Периодические испытания должны проводиться на подстанции или ее составных частях, прошедших приемо-сдаточные испытания.

Если за период, прошедший после проведения периодических испытаний, были проведены типовые испытания, связанные с изменением конструкции, материалов или технологии производства, то периодические испытания должны проводиться только по тем пунктам программы периодических испытаний, по которым не проводились типовые испытания.

Типовые испытания должны проводиться после освоения технологии производства устройств, а также полностью или частично в объеме периодических испытаний при изменении конструкции, исходных материалов или технологии производства, если изменения могут влиять на характеристики и параметры подстанций.

Должна быть проведена контрольная сборка и испытания на механические и климатические воздействия.

Подстанции  не прошедшие типовые испытания по какому-либо параметру, возвращаются на повторные испытания, после устранения указанных неисправностей или недостатков, в объеме равном пунктам несоответствия.

Методы испытания

Испытания подстанций должны проводиться по программе-методике предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

Комплектность необходимо проверять по техническому паспорту на подстанцию.

Внешний осмотр необходимо осуществлять визуально с применением, при необходимости ручного инструмента.

Проверку габаритных размеров необходимо осуществлять с помощью универсального измерительного инструмента с ценой деления 1 мм.

Проверку требований к конструкции следует проводить сличением с конструкторской документацией предприятия-изготовителя.

Проверку монтажа необходимо проводить сличением с электрической схемой и измерением непрерывности электрических цепей (в том числе цепей заземления) с помощью омметра или универсальных электроизмерительных приборов.

Проверку пожарной безопасности необходимо проводить по результатам анализа данных эксплуатационных наблюдений за контрольными изделиями в течение межповерочного срока. Вероятность возникновения пожара определяется расчетным путем.

Испытание на надежность и срок службы следует проводить по результатам анализа данных эксплуатационных наблюдений за контрольными изделиями в течение межповерочного срока.

Транспортирование и хранение

Транспортирование следует производить любым видом транспорта, и в соответствии с правилами перевозок грузов, действующим на транспорте данного вида, при температуре от +50 0С до минус 50 0С, с соблюдением мер предосторожности.

Срок транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должен превышать три месяца.

Допустимый срок хранения до ввода в эксплуатацию один год.

Указания по эксплуатации

Монтаж и эксплуатация подстанций должны производиться в соответствии со СНиП 3.05.06 «Электротехнические устройства», с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами устройства электроустановок», «Межотраслевыми правилами по охране труда (техники безопасности) при эксплуатации электроустановок» и требований по эксплуатации комплектующих изделий.

Эксплуатация КТП осуществляется в невзрывоопасной и пожаробезопасной среде, не содержащей агрессивных паров, химически активных газов и токопроводящей пыли.

Гарантии изготовителя

Гарантийный срок эксплуатации КТП – три года со дня ввода в эксплуатацию.

Установленный срок службы КТП – не менее 25 лет.